Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную
деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются:
ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках комбинированной группы включает:
· Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
· Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
· Совместная деятельность с воспитателями.
· Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
· Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём
проведения индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий.
На подгрупповых занятиях:
- по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса
детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета.
Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
- по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы
по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
- по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук,
дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в
пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих
понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой
предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту
выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.