Развитие речи ребенка в норме
Первый крик своего малыша мама слышит еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у малыша до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
2 – 5 месяцев – период гуления. Ребенок активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Появление гуления связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с малышом, Вы стимулируете его речевое развитие.
2,5 – 3 месяца. У младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивает голову.
4 месяца. У ребенка отмечается «комплекс оживления» со смехом, при эмоциональном общении со взрослым. Ребенок радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется, в ответ на обращение взрослого.
5 – 6 месяцев. Нормально развивающийся ребенок начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки.
7 – 8 месяцев. В речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
10 месяцев. Малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с ним приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
1 год. В словаре ребенка уже 10 – 15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
1,5 – 2 года. В речи ребенка появляются первые предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий» и др.
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные, и все простые согласные звуки ([б], [б?], [п], [п?], [м], [м?], [т], [т?], [н], [н?], [к], [к?], [г] [г?], [в], [в?], [ф], [ф?]), строит простые распространенные, или даже сложносочиненные предложения («Мама купила мне новую красную куртку», «Мы не ходили утром гулять, на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («сидеть стуле», «играть машинки», «много карандашов»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с?], [з], [з?] использует в речи сложноподчиненные предложения, употребляя такие, как («Я люблю читать сказки, потому что они интересные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на улице, по телевизору или, что ему прочитали. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком, и неумение делать это, приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам ребенок уже активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные», «фрукты» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов, исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложениях используются все части речи. Малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка, развивается письменная речь.
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.