Перспективный план работы с детьми
по обучению правилам дорожного движения
в МКДОУ д/с № 4
на 2019-2020
воспитательно-образовательный год
Первая младшая группа
(дети 2—3 лет)
Формирование представления об окружающем пространстве, ориентирование в нем. Знакомство с некоторыми видами транспорта. Игра на ориентирование в окружающем пространстве. Целевые прогулки.
Вторая младшая группа
(дети 3—4 лет)
Расширение ориентирования в окружающем пространстве.
Знакомство с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором.
Игры на ориентирование в окружающем пространстве. Целевые прогулки.
Средняя группа
(дети 4—5 лет)
Совершенствование ориентирования в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности.
Знакомство с разными видами транспорта, их особенностями.
Расширение знаний об улице, дороге, перекрестке, элементарных правилах передвижения по ним. Игры на ориентирование. Целевые прогулки.
Старшая группа
(дети 5—6 лет)
Подведение к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Правила для пешеходов.
Правила для пассажиров.
Работа светофора.
Движение транспорта.
Игры на ориентирование.
Целевые прогулки.
Подготовительная к школе группа
(дети 6—7 лет)
Формирование свободного ориентирования в пределах близлежащего микрорайона к детскому саду.
Соблюдение правил дорожного движения.
Правила движения транспорта.
Работа водителя.
Правила для пешеходов.
Работа светофора.
Работа регулировщика.
Знакомство с понятиями «перекресток», «площадь».
Значение дорожных знаков.
Игры на закрепление правил дорожного движения.
Целевые прогулки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первая младшая группа Тема 1. Улица
Цели: выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя.
«Где мы гуляем?» Воспитатель на прогулках и в группе постоянно объясняет детям, что гулять можно только в определенных местах и вместе со взрослыми. Рассказывает, что машины едут по мостовой, а люди ходят только по тротуару.
Тема 2. Транспорт
Цель: дать понятие о том, что все машины — это транспорт, что транспорт бывает разным.
«Для чего нужны машины?» Воспитатель объясняет, что машины перевозят людей и грузы, строят и работают в поле. Задает детям вопросы о том, какие машины они знают.
Ролевая игра «Водитель и автомобиль».
Тема 3. Светофор
Цели: объяснить, для чего нужен светофор; рассказать, как он выглядит.
«Что такое светофор?» Воспитатель в доступной форме рассказывает о том, для чего нужен светофор, о его цветах и их назначении.
Вторая младшая группа Тема 1. Улица
Цели: познакомить с понятиями «улица», «дорога»; уточнить знания о местах, где едут машины, где ходят люди.
«Где мы гуляем? Где едут машины?» Воспитатель использует целевую прогулку, чтобы показать, где можно ходить людям, где можно ездить машинам. Дети отвечают на его вопросы. Воспитатель обращает внимание на то, что играть на дороге нельзя.
Игра на ориентировку в пространстве «Кот к мыши».
Тема 2. Транспорт
Цели: познакомить с различными видами транспорта (грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит людей и грузы).
«Какие машины едут?» Воспитатель, используя наглядность, знакомит детей с транспортом, наиболее часто встречающимся в их населенном пункте.
«Рассматривание грузового автомобиля». Воспитатель показывает основные части автомобиля и предлагает детям назвать их (кабина, кузов, колеса, руль).
«Берегись автомобиля». Воспитатель обращает внимание детей на то, что машина не может остановиться сразу, а человек может.
«Кто управляет автомобилем?» Воспитатель показывает место водителя, объясняет, как нужно держать руль, сигналить.
Игра на внимание «Найди свой цвет».
Тема 3. Светофор
Цели: познакомить с понятием «светофор»; уточнить, что обозначают цвета светофора (красный, желтый зеленый).
«Сигналы светофора». Воспитатель использует фла- нелеграф, на котором размещает кружки красного, желтого и зеленого цвета, и объясняет значение сигналов светофора.
Игра на быстроту реакции «Лови мяч».
Средняя группа
Тема 1. Улица
Цели: закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт»; познакомить с понятиями «переход», «перекресток».
«Что такое улица?» Воспитатель рассказывает детям о том, на какие части делится улица. Объясняет, где и как можно переходить улицу.
«Дорога до детского сада». Воспитатель задает детям вопросы о том, как они добираются до детского сада.
Целевая прогулка. Устраивается для закрепления понятий.
Тема 2. Транспорт
Цели: закрепить знания о видах транспорта; ознакомить с правилами поведения пассажиров.
«Какие бывают машины?» Воспитатель, используя наглядность (цветные картинки, игрушки), показывает разные виды транспорта и задает детям вопросы о том, кто управляет машиной, чем отличается троллейбус от автобуса и др.
Игра «Пассажиры». Используя стулья, можно построить импровизированный салон автобуса, в котором рассядутся дети.
«Кто такой пассажир?» Воспитатель знакомит детей с элементарными правилами поведения пассажиров, задает вопросы о том, как себя нужно вести в автобусе или троллейбусе.
Тема 3. Светофор
Дели: дать определение понятия «светофор»; закрепить знания о правилах перехода улицы.
«Для чего нужен светофор?» Воспитатель показывает светофор, используя картинку, электрическую модель или макет; рассказывает о принципе его работы, загадывает загадки о светофоре. Спрашивает, на какой сигнал светофора можно идти людям.
Аппликация «Светофор». Дети изготавливают аппликацию на практическом занятии, используя цветную бумагу, клей, картон.
Тема 4. Пешеход
Цели: закрепить понятие «пешеход»; объяснить, что для пешеходов существуют свои правила.
«Правила для пешеходов». Воспитатель предлагает отправиться на прогулку, т.е. сделаться пешеходами. Объясняет, что для пешеходов существуют правила дорожного движения. Задает вопросы о том, как называется та часть улицы, где можно ходить пешеходам; по какой стороне тротуара должны ходить пешеходы.
Старшая группа Тема 1. Улииа (дорога)
Цель: выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
«Основные части улицы». Воспитатель обращается к детям с просьбой назвать основные части, на которые делится улица, и задает вопросы о том, для чего предназначена улица и эти ее части.
«Улица, на которой расположен наш детский сад».
Дети рассказывают о своем пути от дома до детского сада.
Тема 2. Транспорт
Цель: закрепить представление о различных видах транспорта.
«Какие бывают автомобили?» Дети отвечают на вопросы воспитателя. Рассказывают о том, каким сигналом оборудован пожарный автомобиль, на каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена».
«Правила для пассажиров». Дети отвечают на вопросы воспитателя. Рассказывают об обязанностях пассажиров, о том, где люди ожидают транспорт.
Загадки о транспорте.
Игра на ориентировку в пространстве «Море волнуется...»
Тема 3. Светофор
Цель: закрепить знания о работе светофора.
«Школа светофорных наук». Дети занимают места в «автобусе» и отвечают на вопросы воспитателя о светофоре. (Как называется прибор, регулирующий движение на улице? При каком сигнале разрешается переходить улицу? Для кого предназначены светофоры со звуковым сопровождением?)
Игра «Поле Чудес».
Чтение стихов о светофоре.
Тема 4. Пешеход
Цель: подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
«Школа пешеходных наук». Воспитатель задает детям вопросы, они отвечают.
Правила движения по улице и ее перехода. Дети отвечают на вопросы воспитателя (По какой части улицы должен ходить пешеход? Где и как пешеходы должны переходить улицу?)
Игра «Что? Где? Откуда?»
Конкурс «Лучший пешеход». Проводится для закрепления практических навыков.
Подготовительная к школе группа Тема 1. Улииа (дорога)
Цель: выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Закрепление знаний о родном городе, поселке. Воспитатель задает вопросы, в том числе с использованием картинок фланелеграфа. (Знаешь ли ты свой адрес? Что такое улица? Из каких частей состоит улица? Что такое площадь? Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным? Где можно играть детям?)
Закрепление практических навыков. Воспитатель обращается к детям с просьбой показать объект на рисунке и объяснить значение слов «мостовая», «шоссе», «проезжая часть», «тротуар», «обочина», «автодорога», «пешеходнаядорожка».
«Мы идем в детский сад». Дети рассказывают о своем пути из дома в детский сад.
Тема 2. Транспорт
Цель: закрепить понятия об общественном транспорте, правилах пользования им и поведении в нем.
«Какие бывают автомобили?» Воспитатель задает детям вопросы о разных, в том числе специальных, видах транспорта.
«Безопасное поведение на улице и в транспорте». Дети рассказывают о правилах поведения на улице и в транспорте, воспитатель задает им наводящие вопросы.
Практическое занятие. Используя игрушки, дети рассказывают о своих поездках в транспорте.
Тема 3. Светофор
Цель: выяснить и закрепить знания о светофоре.
«Светофор и его сигналы». Воспитатель задает вопросы с использованием модели светофора, фланелеграфа. (Что означают красный, желтый, зеленый сигналы светофора? Какой сигнал светофора запрещает переходить улицу? При каком сигнале можно переходит улицу?)
Разучивание стихов.
Практическое занятие. Дети из цветной бумаги или картона конструируют модель светофора на фланеле- графе, делают рисунки с изображением светофора.
Тема 4. Пешеход
Цель: закрепить понятия «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеходная дорожка».
«Пешеход и его поведение на улице». Проведя с детьми предварительную беседу, воспитатель задает им вопросы. (Кто называется пешеходом? По какой части улицы должен ходить пешеход? Для чего нужно знать правила дорожного движения? Где детям разрешается играть?)
Целевая прогулка. Воспитатель предлагает детям совершить прогулку по одной из улиц города (поселка) и сообщает о том, что они станут пешеходами. А для пешеходов существуют определенные правила дорожного движения.
Тема 5. Пешеходный переход
Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, о пешеходном переходе.
«Переходим улицу». Воспитатель просит детей ответить на вопросы. (Где пешеходы должны переходить улицу? Как называется место, где можно переходить улицу?) Затем воспитатель рассказывает о подземном переходе.
Занятие на автоплощадке. Воспитатель показывает, как обозначается переход, поясняет, что такое «зебра».
Тема 6. Перекресток
Цель: расширить знания об улице, дороге, перекрестке.
«Что такое перекресток?» Воспитатель проводит с детьми вступительную беседу и задает вопросы. (Как называется место, где пересекаются улицы? Какие бывают перекрестки? Что такое площадь? Где нужно переходить улицу, если нет знаков и линий пешеходного перехода?)
Целевая прогулка. Проводится для закрепления навыков правильного поведения на улице. Также можно организовать инсценирование.
Тема 7. Сигналы регулировщика
Цель: ознакомить с понятием «милиционер-регулировщик», с действияем водителей и пешеходов по сигналу регулировщика.
«Сигналы регулировщика». Воспитатель рассказывает детям о положениях регулировщика, используя картинки и фланелеграф. Потом задает вопросы. (Какие положения регулировщика соответствуют красному, желтому, зеленому сигналам светофора? Что такое регулируемый перекресток?)
Практическое занятие. Дети рисуют фигурки регулировщика, дублирующего сигналы светофора, и накладывают кружки соответствующего цвета (красный, желтый, зеленый).
ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ, КОНКУРСЫ
ЗАНЯТИЕ «РАССМАТРИВАНИЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ»
(Вторая младшая группа)
Цели: познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит грузы); закрепить представление, полученное на целевой прогулке (грузовая машина перевозит бензин, продукты, кирпичи и т.п.).
Воспитатель заранее договаривается с водителем грузовика о тех сведениях, которые нужно дать детям.
•к -к -к
После рассматривания машины воспитатель предлагает детям показать основные ее части, просит назвать их.
Воспитатель. Где сидит шофер?
Дети. В кабине.
Воспитатель. Куда кладут грузы (песок, кирпичи)? (Просит водителя продемонстрировать, как надо сидеть в кабине, держать руль, сигналить.) Шофер ведет машину быстро. Он работает внимательно, следит за тем, как едут другие машины. (Обращает внимание детей на то, что играть на дороге нельзя.) Машина не может быстро остановиться.
В заключение воспитатель организует игру на внимание «Найди свой цвет».
ЗАНЯТИЕ «КАКИЕ БЫВАЮТ МАШИНЫ?»
(Средняя группа)
Цель: познакомить со специальным транспортом.
Оборудование: фланелеграф и картинки с изображением машин «скорой помощи», «Молоко», пожарной, поливочной и для расчистки снега.