Способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества
? Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека.
? Предлагайте игры и ситуации в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
? Объясняйте, как лучше действовать и помогать друг другу.
? Вовлекайте в обсуждение межличностных конфликтов.
? Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для ребенка.
? Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом.
? Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры.
? Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбка, кивание, покачивание головой, контакт взглядом.
? Когда вы отдаете распоряжения, вы можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери».
? Сообщайте детям заранее, что они должны подготовиться к какому-либо занятию (например, к обеду) через пять минут.
? Предоставляйте детям как можно больше возможности для выбора. Если не идут к столу обедать, скажите им, что у них есть выбор, когда им прийти: через одну минуту или через две.
? Посидите с детьми и вместе обсудите, каковы будут их ответные меры на их плохое поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать игрушки, и я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои игрушки?» И в дальнейшем придерживайтесь достигнутого уговора.
? Выделите стул или тихий уголок для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания.
? Если ребенок расшалился, вы можете попросить его успокоиться на счет «три». Если вы досчитали до трех, а он не прекратил безобразничать, его следует наказать.
? Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете ребенка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Ваня, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей нехорошо, я хочу чтобы ты сейчас подумал о своем поведении. Отправляйся сейчас в «тихое» кресло. Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.
? Вместо запрета лучше скажите ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты думаешь, что случится, если ты поступишь так?
? Не забывайте быть последовательным, даже если вы чувствуете, что вам не хватает сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае дети поймут, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому что эти правила все время меняются.