МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
«Приобщение детей к правилам безопасного поведения на улице»
Подготовила:
Половинкина
Елена Александровна,
воспитатель МКДОУ д/с № 4
Новосибирск 2019
Я, Половинкина Елена Александровна – воспитатель подготовительной группы. Стаж моей педагогической деятельности 20 лет. За эти годы я поработала с детьми разной возрастной категории, от раннего возраста до выпуска детей в школу. Мне нравится видеть, как взрослеют и меняются мои воспитанники, как из малышей они превращаются в самостоятельных, думающих, воспитанных будущих школьников.
Наша современная жизнь очень динамична, насыщенна, интересна. Она требует от человека высокого уровня интеллектуальной готовности, физических сил. Но с развитием технического прогресса возрастает и уровень опасности для жизнедеятельности человека. Особенно риску подвержены дети. У них не достаточно жизненного опыта, что бы справляться с возникающими трудными ситуациями.
Наш детский сад расположен вблизи оживлённой дорожной магистрали, а перекрёсток улиц Немировича-Данченко и Ватутина считается одним из опаснейших участков новосибирских дорог.
По данным статистики г. Новосибирска в 2018 году зафиксировано 167 ДТП с участием детей. К сожалению, в цифры этой статистики вошли и воспитанники нашего детского сада.
Приводят к этому элементарное не знание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность и правильно реагировать в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
В связи с этим возникла необходимость приобщать детей к правилам безопасного поведения на улице. Сложность данной ситуации заключалась в том, что дословная трактовка Правил дорожного движения не просто неприемлема для детей, но и не обоснована, так как требует от дошкольников абстрактного мышления, а оно в силу психологических особенностей недоступно. Именно поэтому необходимо адаптировать Правила дорожного движения к возрасту детей, а значит переложить Правила на доступные для малышей виды деятельности.
Цель: Приобщение детей к правилам безопасного поведения на улице.
Задачи:
1. Создавать условия для сознательного восприятия детьми правил дорожного движения и умения ориентироваться в различной обстановке на дороге.
2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения.
3. Привлекать родителей воспитанников и общественность к тесному сотрудничеству по проблеме безопасного поведения детей.
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Для осуществления поставленных задач, считаю важным, правильно организовать работу воспитательно-образовательного процесса.
В содержание этого процесса я включила 3 направления:
- специальная подготовка педагога (изучение методической литературы по данной теме, правил дорожного движения, знакомство с опытом коллег, организация предметно – развивающей среды. (Создание безопасного пространства, оснащение педагогического процесса).
- формирование навыков безопасного поведения через организацию различных видов деятельности в условиях детского сада;
- сотрудничество с семьёй и общественностью.
Работу по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улице я реализую в 4 этапа:
I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Исследование представлений детей о правилах дорожного движения на сентябрь 2019 г.
Приобщение старших дошкольников к правилам безопасного поведения на улице осуществляется поэтапно (5 этапов):
Первым этапом стало уточнение имеющихся представлений детей о правилах дорожного движения, их личный опыт, на который я могла бы опереться, планируя дальнейшую работу.
По результатам проведённого исследования (беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры) было выявлено: 14 детей имеют низкий уровень представлений о правилах дорожного движения; 7 детей – средний уровень, к сожалению, с высоким уровнем представлений не выявлено ни одного ребёнка.
Целью второго этапа стало – расширение представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.
Я считаю, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных обстоятельствах. Поэтому я создаю условия для организации ролевых игр, проблемных ситуаций, в которых дети самостоятельно проявляют усвоенные знания и представления.
Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Пути формирования эмоционального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения тесно переплетаются, взаимодействуют в образовательно-воспитательной работе. Прежде всего, этой задаче служат художественные произведения, затрагивающие вопросы безопасности.
Четвёртый этап – это формирование у детей чувства ответственности. В дошкольном возрасте мы формируем отдельные компоненты данного чувства. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Эти качества помогут детям вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.
Формирование навыков безопасного поведения у детей я осуществляю через организацию игр и воспитательно-образовательные мероприятия. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
- Доступность
- Наглядность
- Преемственность
На всех этапах осуществления образовательной деятельности необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.
Наблюдая стойкий интерес у своих детей к проблемам безопасности на дороге, родители самостоятельно проявили инициативу в подготовке и проведении ряда мероприятий.
Выстраивая взаимодействие с родителями по вопросам «Безопасности», я использую разнообразные формы сотрудничества:
- Клуб родителей Кировского района «Семья»
- Родительские собрания (круглый стол, деловая игра)
- совместные спортивно – музыкальные развлечения «в гостях у Светофора», «Путешествие по дорожным знакам».
- Наглядная информация (буклеты, альбомы)
- Выставки рисунков и поделок (районного, городского и областного уровня).
Работая по данной теме в тесном сотрудничестве с Отделом образования Кировского района, с ведущим специалистом – Дёминой Юлией Вячеславовной, а так же с Управлением ГИБДД по Кировскому району Бойко Юлией Владимировной (инспектор ГИБДД), проводили мероприятия с детьми нашего учреждения.
Воспитанники моей группы участвовали в телевизионном цикле программ «Дети и дорога» на канале «ОТС».
Значимым достижением является для нас победа в районном конкурсе творческих работ «Дороги будущего глазами детей» в 2010 году.
После проведённой педагогической работы на май 2014г. в ходе повторного исследования были получены следующие результаты:
Исследование представлений детей о правилах дорожного движения (май 2019 г.)
Детей с высоким уровнем знаний о правилах дорожного движения – 11
Со средним – 10 детей;
С низким уровнем – не выявлено.
Следует отметить следующие результаты работы:
· Расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
· Формируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
· Дети приобретают умения предвидеть опасные ситуации и обходить их.
· Повышается активность родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.