Муниципальное казенное дошкольное

 образовательное учреждение города Новосибирска

 «Детский сад № 4 комбинированного вида»

 

 

Опыт работы Половинкиной Елены Александровны

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ  САД № 4 КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА»

 

 

 

 

«Приобщение детей к правилам безопасного поведения на улице»

 

Подготовила:

Половинкина

Елена Александровна,

                                                                                              воспитатель МКДОУ д/с № 4

 

 

 

 

Новосибирск 2019

 

 

Я, Половинкина Елена Александровна – воспитатель подготовительной группы. Стаж моей педагогической деятельности 20 лет. За эти годы я поработала с детьми разной возрастной категории, от раннего возраста до выпуска детей  в школу. Мне нравится видеть, как взрослеют и меняются мои воспитанники, как из малышей они превращаются в самостоятельных, думающих, воспитанных будущих школьников.

Наша современная жизнь очень динамична, насыщенна, интересна. Она требует от  человека высокого уровня интеллектуальной готовности, физических сил. Но с развитием технического прогресса возрастает и уровень опасности для жизнедеятельности  человека.  Особенно риску подвержены дети.  У них не достаточно жизненного опыта, что бы справляться с возникающими трудными ситуациями.

Наш детский сад расположен вблизи оживлённой дорожной магистрали, а перекрёсток улиц Немировича-Данченко и Ватутина считается одним из опаснейших участков новосибирских дорог.

По данным статистики  г. Новосибирска в 2018 году зафиксировано 167 ДТП с участием детей. К сожалению, в цифры этой статистики вошли и  воспитанники нашего детского сада.

Приводят к этому элементарное не знание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением.  Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность и правильно реагировать в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами  не  в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

В связи с этим возникла необходимость  приобщать детей к правилам безопасного поведения  на  улице.  Сложность данной ситуации заключалась в том, что дословная трактовка Правил дорожного движения не просто неприемлема для детей, но и не обоснована, так как требует от дошкольников абстрактного мышления, а оно в силу психологических особенностей недоступно. Именно поэтому необходимо адаптировать Правила дорожного движения к возрасту детей, а значит переложить Правила на доступные для малышей виды деятельности.

 Цель: Приобщение детей к правилам безопасного поведения на улице.

 Задачи:

1. Создавать условия для сознательного восприятия детьми правил дорожного движения и умения ориентироваться в различной обстановке на дороге.

2. Формировать у  детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения.

3. Привлекать родителей  воспитанников и общественность  к тесному сотрудничеству  по проблеме безопасного поведения детей.

- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

-  Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

-  Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

-  Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

-  Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Для осуществления поставленных задач, считаю важным, правильно организовать  работу воспитательно-образовательного процесса.

 В содержание этого процесса я включила 3 направления:

- специальная подготовка педагога (изучение методической литературы по данной теме, правил дорожного движения, знакомство с опытом коллег, организация предметно – развивающей среды. (Создание безопасного пространства, оснащение  педагогического процесса).

- формирование навыков безопасного поведения через организацию различных видов деятельности в условиях детского сада;

- сотрудничество с семьёй и общественностью.

Работу по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улице я реализую в 4 этапа:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);

 II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

 III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);

 IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Исследование представлений детей о правилах дорожного движения на сентябрь 2019 г.

Приобщение старших дошкольников к правилам безопасного поведения на улице осуществляется поэтапно (5 этапов):

Первым этапом стало уточнение  имеющихся представлений детей о правилах дорожного движения, их личный опыт, на который я могла бы опереться, планируя дальнейшую работу.

По результатам проведённого исследования (беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры) было выявлено: 14 детей имеют низкий уровень представлений о правилах дорожного движения; 7 детей – средний уровень, к сожалению,  с высоким уровнем представлений не выявлено ни одного ребёнка.

Целью второго этапа стало – расширение представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи,  беседы с сотрудниками ГИБДД.

Я считаю, что безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных  обстоятельствах.  Поэтому я создаю условия для организации ролевых игр, проблемных ситуаций, в которых дети самостоятельно проявляют усвоенные знания и представления.

Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Пути формирования эмоционального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения тесно переплетаются, взаимодействуют в образовательно-воспитательной работе.  Прежде всего, этой задаче служат художественные произведения, затрагивающие вопросы безопасности.

Четвёртый этап – это формирование у детей чувства ответственности. В дошкольном возрасте мы формируем отдельные компоненты  данного чувства. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Эти качества помогут детям вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Формирование навыков безопасного поведения у детей я осуществляю через организацию игр и воспитательно-образовательные мероприятия. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

- Доступность

- Наглядность

- Последовательность и постепенность

- Преемственность

- Принцип развивающего обучения
          - Принцип единства воспитания и обучения

На всех этапах осуществления образовательной деятельности необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.

Наблюдая стойкий интерес у своих детей к проблемам безопасности на дороге, родители самостоятельно проявили инициативу в подготовке и проведении ряда мероприятий.

Выстраивая взаимодействие с родителями по вопросам «Безопасности»,  я использую разнообразные формы сотрудничества:

- Клуб родителей Кировского района  «Семья»

- Родительские собрания (круглый стол, деловая игра)

- совместные спортивно – музыкальные развлечения «в гостях у Светофора», «Путешествие по дорожным знакам».

- Наглядная информация (буклеты, альбомы)

- Выставки рисунков и поделок (районного, городского и областного уровня).

Работая по данной теме в тесном  сотрудничестве с Отделом образования Кировского района, с ведущим специалистом – Дёминой  Юлией Вячеславовной, а так же с Управлением ГИБДД по Кировскому  району Бойко Юлией Владимировной (инспектор ГИБДД), проводили мероприятия с детьми  нашего учреждения.

Воспитанники моей группы участвовали  в телевизионном  цикле  программ  «Дети и дорога» на канале «ОТС».

 Значимым достижением является для нас победа в районном конкурсе творческих работ «Дороги будущего глазами детей» в 2010 году.

После  проведённой педагогической работы на май 2014г. в ходе повторного исследования были получены следующие результаты:

Исследование представлений детей о правилах дорожного движения (май 2019 г.)

Детей с высоким уровнем знаний о правилах дорожного движения – 11

Со средним – 10 детей;

С низким уровнем – не выявлено.

Следует отметить следующие результаты работы:

·        Расширены  представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

·        Формируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

·        Дети приобретают умения  предвидеть опасные ситуации и обходить их.

·        Повышается  активность родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения